ВОЛШЕБНЫЕ МИРЫ. Станьте ведущим игры, стирающей границы реальности!

Cope - метафорические ассоциативные карты

Метафорические ассоциативные карты Cope немецкого издательства OH Verlag

Нет в наличии
2 600
Cope - метафорические ассоциативные карты теперь в вашей корзине покупок
Платите онлайн
Заказ можно оплатить банковской картой
О доставке
Правила доставки и оплаты Подробнее
Как скачать электронные книги
Инструкция по скачиванию Подробнее
Подстраницы

Психологические игры и упражнения с метафорическими ассоциативными картами «Cope»

Обратите внимание: любые игры и упражнения для работы с травмами могут проводиться только опытным специалистом! Если вы увлекаетесь саморазвитием, хотите больше узнать о себе и своих близких, если вы интересуетесь психологией, вы можете использовать метафорические карты «1000 жизней» и «1000 дорог», для самостоятельной работы с которыми было разработано большое количество упражнений.

Игра «Чудо и вы» (шесть категорий внутренних ресурсов)

Эта игра проводится при участии психолога с ассоциативными картами «Cope». Хотя игрой ее сложно назвать в привычном понимании значения этого слова. Этот тип работы позволяет участникам познакомиться с различными категориями внутренних ресурсов, помогающих справиться как с обычными бытовыми проблемами, так и с экстремальными ситуациями. Участник сможет выявить, какие из этих ресурсов малодоступны ему в моменты стресса и понять, к каким собственным внутренним силам ему можно будет обращаться за помощью в кризисных ситуациях.

Процесс игры проходит в три этапа. На первом этапе ведущий раскладывает в ряд шесть карт, представляющих различные категории модели «Чудо и вы». Сначала он рассказывает участникам о каждой из этих карт, а потом говорит: «Перед вами колода карт «Cope». Подумайте о каком-нибудь примере стресса, кризиса или травмы из вашей жизни и вытяните из колоды шесть случайных карт. Затем, не открывая ваших карт, разложите их по одной на каждую из шести карт, представляющих различные категории «Чудо и вы». Потом участнику предлагается открывать по очереди одну из разложенных им карт, рассказывая о связи каждой из них с соответствующей категорией. С помощью этой карты участник рассказывает о своем особом стиле использования конкретной категории внутренних ресурсов, как в его положительных, так и в отрицательных проявлениях.

На втором этапе ведущий говорит участникам: «А теперь выберите три карты, описывающие стрессовое состояние или травматическое происшествие из вашей жизни». Выбор карт производится участником сознательно, когда все карты колоды открыты. После того, как рассказ участника выслушан, ведущий продолжает: «А сейчас обратите внимания на характерные для вас способы преодоления кризиса. К каким ресурсам вы прибегали для преодоления данного кризиса, а к каким нет?» Рассказчик отвечает на вопрос, переворачивая изображением вниз все те карты, ресурсами которых он не воспользовался.

На третьем этапе ведущий подводит итоги: «Карты рубашкой вверх относятся к тем категориям ресурсов, которые блокируются у вас в момент кризиса. Сейчас вам нужно выбрать одну или несколько карт, которые подскажут, что нужно использовать для активизации заблокированных ресурсов». Теперь участник заново создает свой рассказ с учетом всех ресурсов, которыми он располагает.

Игра «Вращающиеся двери» (что мешает, а что помогает решать проблемы)

Эта игра с метафорическими картами «Cope» способствует концентрации внимания на факторах, которые могут мешать участнику при решении проблемы или, напротив, помогать найти «второе дыхание», новые силы для преодоления кризисов.

В ходе игры все карты выкладываются на столе картинками вверх. Участнику предлагается выбрать из колоды шесть карт. Первая карта будет обозначать проблему, сложную ситуацию или травмирующее событие, которое уже имело место в жизни участника и с которым он благополучно справился. Вторая карта обозначает то, что мешало ему при достижении цели. Третья карта будет символизировать ресурс – то, что помогло найти верное решение. Четвертая карта будет обозначать человека, который мешал найти выход. Пятая карта – это человек, который помог преодолеть кризисную ситуацию. Наконец, шестая карта описывает само решение проблемы.

Заметим, что под картой обычно подразумевается либо одна-единственная карта, либо сразу несколько карт (если участник не может остановить свой выбор на одной карте). Кроме тех случаев, когда специально оговаривается количество карт, каждый участник игры сам решает, сколько карт ему потребуется для ответа на конкретный вопрос.

Затем участник рассказывает с помощью выбранных им карт свою историю. В конце он может проанализировать свой рассказ (при помощи специалиста) и при необходимости поменять в нем какие-либо детали.

Игра «Рост после разрушения»

Стресс – это не менее травмирующий фактор, который выбивает нас из колеи. Но стресс имеет не только негативные стороны. Он может также способствовать процессам изменения и дальнейшего личностного роста. Эта игра помогает проявить процесс личностного роста вследствие перенесенного стресса.

Психолог предлагает клиенту перетасовать колоду и, не переворачивая карты лицевой стороной вверх, разделить ее на четыре стопки. Затем клиента просят вспомнить какой-нибудь пример стрессовой ситуации, которая имела место в его жизни. Игрок открывает по одной верхней карте у каждой из четырех стопок. Первая карта отвечает на вопрос: что вы потеряли в этой стрессовой ситуации? Вторая карта означает, чем вы готовы были пожертвовать. Третья карта символизирует то, что вы приобрели в результате перенесенного стресса, а четвертая – какие ресурсы вы хотели бы получить в итоге.

Обратите внимание: если одной карты из какой-то стопки оказывается недостаточно для ответа на поставленный вопрос или какая-нибудь карта не соответствует переживаниям участника, то он может по своему усмотрению открывать дополнительные карты из соответствующей стопки.

Игра «Создание истории»: от личной истории к истории группы

Человек, который пережил серьезное эмоциональное потрясение, зачастую чувствует себя одиноким, изолированным от своего обычного окружения. Часто он жалуется, что «никто его не понимает, не чувствует его боль и горе, никто его не жалеет». Это терапевтическая игра помогает участникам снова почувствовать себя частью внешнего мира. Поддержка группы позволяет взглянуть на свои переживания с новой точки зрения. Этот вариант рекомендуется для работы с близкими людьми при поддержке психолога.

Сначала каждый участник вытаскивает из колоды по две карты. Психолог предлагает им открыть карты, внимательно рассмотреть их и показать другим игрокам. Он задает вопрос: «Какую историю рассказывают вам эти карты?» Каждый участник по очереди излагает свой сюжет. Затем все участники открыто выкладывают свои карты в центре стола. Ведущий предлагает: «Сейчас перед нами выложены все карты. Давайте все вместе создадим новую историю». Групповой сюжет может включать в себя элементы личных историй или же строиться с нуля. Можно закончить игру на этой стадии, а можно задать участникам дополнительные вопросы. При этом каждый участник смотрит на две свои начальные карты и решает, изменилось ли их значение для него в результате проделанной работы.

Игра « Внутренняя тень»

В результате столкновения со стрессовой ситуацией человека зачастую обуревают противоположные эмоции, отражающими конфликт между силами саморазрушения и силами, ведущими к освобождению от страхов и к обретению нового смысла жизни. Эта игра способствует выявлению в нас таких противоречивых сил и может привести к трансформации внутренней борьбы и сопротивления в мощный жизненный поток.

Для начала все карты колоды «Cope» раскладываются на столе картинками вверх. Психолог предлагает участника выбрать одну карту, которая будет символизировать образ их внутренней тени (что подавляет, обозначает неразрешенные проблемы, боли и печали). Эта карта выкладывается участником слева от себя. Вторая карта, которую нужно выбрать из колоды, будет символизировать мечты, ожидания, стремления. Участники выбирают вторую карту и кладут ее справа от себя.

Затем ведущий перетасовывает оставшуюся часть карт и предлагает участникам вытянуть из нее вслепую еще по три карты. Эти карты открываются и выкладываются между первыми двумя картами, образуя метафорический «мост» между «тенью» и «мечтаниями». Участникам предлагается придумать сюжет о переходе через этот мост, от карты сомнений и внутренний борьбы к карте надежд и осуществленных желаний и ответить на вопрос, что могло бы облегчить этот переход.

Игра « Развилка»

Кризисные ситуации заставляют нас остановиться и задуматься. Благодаря им, мы можем пересмотреть свое прошлое, открыть в себе дремлющие возможности, прояснить свои мечты и ожидания, придумать новые творческие подходы для решения проблем. Эта игра способствует переоценке ценностей во время кризиса и выбору правильной дороги для выхода из него.

Сначала колода метафорических ассоциативных карт «Cope» перетасовывается и выкладывается на стол рубашкой вверх. Каждый участник концентрируется на своей проблеме и вытягивает вслепую по пять карт. Ведущий говорит: «Открывайте ваши карты одну за другой. Первая карта описывает вашу кризисную ситуацию. Вторая карта означает корень проблемы из вашего прошлого. Третья карта описывает ваши ожидания в создавшейся ситуации. Четвертая карта показывает, какими ресурсами вы располагаете для разрешения создавшейся ситуации. Пятая карта демонстрирует решение таким, каким оно вам видится сейчас. Теперь все ваши дороги раскрыты перед вами. Вам предстоит решить, в каком направлении вам двигаться и что вам помочь в дальнейшем путешествии. Выберите из оставшейся колоды вслепую одну карту и решите, куда бы вы хотели положить ее, чтобы узнать, в каком направлении вам стоит идти и что вам необходимо для достижения вашей цели. Откройте выбранную карту и положите ее изображением вверх на одну из пяти карт «развилки» выбранных ранее. Расскажите возникший у вас сюжет».

Далее следует обсуждение выбранных карт и сюжетов, возникающих на их основе.

Игра «Давать и получать»

Психолог перетасовывает карты и выкладывает их на стол двумя стопками, рубашками вверх. Затем он говорит клиенту: «Та стопка, которая лежит справа от вас, содержит все, что вам бы хотелось получить от этого мира. Та стопка, которая лежит слева, содержит все, что вам хотелось бы дать этому миру. Перетасуйте каждую стопку по отдельности, а затем откройте в каждой из них по одной верхней карте. Теперь вы готовы получить ответы на свои вопросы:

1. Что я научился получать в результате пережитых кризисов?

2. Что я научился давать в результате пережитых кризисов?

Игрок может остановиться на этих картах или же продолжать по очереди брать карты из обеих стопок и анализировать их. Ответы рекомендуется фиксировать в два вертикальных столбца.

Игра «Путь героя»

Эта игра основывается на юнгианском анализе мифов и народных сказок. Подробное описание архетипических паттернов, присутствующих в волшебных сказках разных народов, вы можете найти в книге Марии-Луизы фон Франц. Все сказки, вне зависимости от культуры, к которой они относятся, используют структуру, составленную из этих шести шагов:

1. герой появляется;

2. герой отправляется в путешествие для выполнения какой-то миссии или борьбы

с кем-то или чем-то;

3. герой встречает помощников;

4. герой сталкивается с препятствиями;

5. герой справляется с препятствиями;

6. конец истории.

Составляя свою историю, основанную на этих общих для всех сказок элементах, мы сможем увидеть свой собственный путь в этом мире и то, как мы справляемся с встречающимися на этом пути трудностями и препятствиями.

Возьмите лист бумаги и разделите его на шесть равных частей. Выберите шесть карт, чтобы заполнить все зоны листа. Первая карта будет представлять героя вашей истории. Вторая карта – это его миссия. Третья карта показывает, кто или что поможет герою в его странствии (помощники). Четвертая карта выявляет препятствия или трудности, которые необходимо преодолеть герою. Пятая карта рассказывает о том, как он преодолеет эти препятствия. Шестая карта – это финал истории.

Участники рассказывают по очереди свои истории. При этом рекомендуется записывать их для дальнейшего анализа. В дальнейшем можно выяснить контекст истории, ее основную тему или послание.

Обратите внимание: каждое изображение дает информацию относительно наших стратегий преодоления кризисов. Цель странствия могла бы быть связана с определенными жизненными ценностями и убеждениями. Помощь, как и препятствия, могла быть реальной или воображаемой, связанной с внутренними убеждениями или социумом. Конец истории может быть эмоциональным, интеллектуальным, социальным или воображаемым. Поэтому важно обращать внимание не только на те способы борьбы с трудностями, которые часто проявляются в истории, но и на те, которые не появляются вообще. Способы преодоления кризисных ситуаций, к которым рассказчик чаще всего прибегает в своей истории, являются типичными для него и в реальной жизни.

Обзор

На втором месте по популярности среди других колод Oh-серии стоит колода Cope («Преодоление»), которая предназначена для преодоления кризисных ситуаций и исцеления душевых травм.

Если первые две колоды немецкого издательства OH Verlag появились на свет стихийно, то карты Cope – это результат «заказа» специалистов, которые оказывают помощь людям, находящимся в кризисных ситуациях, жертвам насилия, терактов и т. д. Психологи попросили разработчиков МАК выпустить специальную колоду для работы в этом направлении. Спустя какое-то время появилась на свет колода карт Cope, созданная при участии немецкого издателя Эгетмайера, российской художницы Марины Лукьяновой и израильского психотерапевта Офра Аялона. Она состоит из 88 карт с изображениями, которые передают эмоциональное содержание различных событий.

Карты Cope помогают обратиться к психотравмирующей ситуации клиента через метафору, избегая тем самым его дополнительной ретравматизации. Это достигается за счет перевода травматических событий и эмоциональных откликов людей на них на символический язык. Помимо этого, в колоде содержатся и «целительные» символы, олицетворяющие спокойствие, поддержку, помощь, сотрудничество и уверенность.

Создатели карт Cope используют в качестве основополагающих четыре принципа работы с травмой:

  1. Принцип нормализации, предполагающий, что психологическая травма выражается в реакции человека на тяжелые потрясения, которые могут случиться с любым из нас. Независимо от характера, все реакции на травму считаются естественными способами выхода из кризиса. У каждого человека есть собственные типы реагирования на кризисные события. Эти реакции индивидуальны и уникальны. Концентрация на исцелении, а не на течении болезни позволяет избежать в работе с картами акцентирования негативных последствий перенесенной травмы.
  2. Принцип овладения навыком самообладания. Столкновение с кризисными, травмирующими событиями, как правило, ведет к потере чувства собственной значимости. Поэтому процесс терапии долженносить характер сотрудничества психотерапевта с клиентом, которое в конечном итоге помогает последнему поверить в свои силы и найти внутренние ресурсы для преодоления кризиса.
  3. Принцип самовыражения. Работа над собой может осуществляться различными способами, в том числе и путем отреагирования горя или страха, выражения своих чувств по отношению к травмирующей ситуации с помощью метафор или взаимодействия с другими участниками группы, через юмор или посредством создания собственной системы ценностей. Неважно, какой именно подход использует терапевт, главное, что все они способствуют достижению благоприятного результата.
  4. Принцип создания собственной теории исцеления. Личный сюжет, изложенный при помощи ассоциативных карт, создает свое собственное иносказательное пространство, в котором происходит переосмысление травматического опыта и возникают новые чувства, позволяющие клиенту преодолеть кризис.

Колода Cope наряду с картами Oh традиционно считается базовой среди остальных метафорических ассоциативных карт Oh-серии. Однако, несмотря на ее разноплановое содержание, специалисты рекомендуют дополнять этот набор другими ресурсными колодами. К таковым, к примеру, относятся сказкотерапевтические метафорические карты «1000 дорог» и другие, которые, используя иносказательный язык, помогают клиенту найти необходимые ресурсы для исцеления.

Примеры психологических игр и упражнений с метафорическими ассоциативными картами Cope

Характеристики
Размер
15 × 10 × 4 см
Вес
300 г
Cope - метафорические ассоциативные карты отзывы
0
Корзина
Пуста