⇐ Назад

УПРАЖНЕНИЯ

Представляем подборку базовых простых упражнений для работы с картами "1000 жизней". Примеры других упражнений вы можете увидеть во вкладке ВИДЕО и в нашей группе Вконтакте

НАЧАЛО РАБОТЫ С КАРТАМИ "1000 ЖИЗНЕЙ"

Задумав создать «свою», авторскую колоду, не ставьте перед собой сверхзадач вроде той, чтобы подобрать всем картам прообразы сразу, за один вечер. Это был бы неверный шаг. Спешка в проработке колоды не приведёт ни к чему. Пока нужные типажи известных Вам персон (максимально точно подходящих, по Вашему мнению, под описание карты), ещё не пришли Вам на ум, начните работать с абстрактными образами-масками. «Предприниматель», «Топ-модель», «Сумасшедший»… Того потока Ваших ассоциаций, который будет вызван к жизни одними только этими заголовками, будет уже достаточно для начала эффективной психологической работы.


УПРАЖНЕНИЕ: ЗАБЫТЫЕ МЕЧТЫ

Это упражнение лучше всего работает именно при первом «знакомстве» с колодой, но и в дальнейшем Вам время от времени будет полезно его выполнять. Ваша задача быстро просмотреть всю колоду и, опираясь только на названия типажей и свой ассоциативный ряд (не читая описания!), разложить карты на две стопки:
• образы, которые Вас привлекают;
• образы, которые оставляют Вас равнодушными.

Дальше мы будем работать только с первой стопкой.
По-прежнему не вчитываясь в описание, разложите отобранные карты на три стопки: — нравятся качества; — нравится образ жизни; — нравится всё. Часто возникает ситуация, когда типажи карт, отражающие, прежде всего, набор качеств («Оптимист», например), но вызывают прямую ассоциацию с конкретным человеком и свойственным ему образом жизни. Такие карты следует относить в стопку «Нравится всё».

Дальше мы будем работать только с теми картами, которые попали в стопку «Нравится всё». Теперь Ваша задача максимально полно и честно (да ещё и в письменной форме) ответить по каждой карте на вопросы:
1. какие именно качества, подчеркнутые как желанные для меня и как положительные в моих глазах, присущи выбранным персонажам? ВАЖНО! Вы должны записать качества, которые, по ВАШЕМУ мнению, соответствуют выбранному персонажу (не вчитываясь в описание карты)
2. Какая именно среда, какой конкретный образ жизни, ведёт тот персонаж, та желанная маска, которую я был бы не прочь примерить на себя?

Чем более подробный, детальный и честный ответ Вы дадите на эти вопросы самому себе, тем больше правды откроется Вам о себе самом. Перечисляя а) привлекательные личностные качества, б) привлекательный образ жизни героев, избегайте общих, абстрактных формулировок. (Во всём, что Вы говорите, должна присутствовать личностная оценка, поэтому старайтесь упоминать лишь о том, что привлекает лично Вас).

Первая часть работы закончена. Пришло время вдумчивого психологического анализа, написанного Вами. Отложите свой текст – на время, дайте мыслям и в особенности – эмоциям, немного «отстояться». Через некоторое время попросите Ваших близких или друзей включиться в обсуждение написанного Вами и сами примите живое участие в анализе выписанных Вами личных жизненных предпочтений.

Анализ:
Анализируя написанное в рабочей тетради, Вы сможете увидеть повторяющиеся мотивы, паттерны, проследить закономерности, может быть, впервые познакомиться со своими неявными, подавленными или ранее неосознаваемыми желаниями. Отобранные Вами ценности – «образцы Личности и её Среды», могут сильно расходиться с тем образом жизни, который Вы ведёте сейчас, и даже с теми ценностями, которые Вы привыкли отстаивать…

Карты могут также всколыхнуть Ваши нереализованные подростковые мечты об «идеальной взрослой жизни»… Эта работа помогает задать себе вопрос: «Как я могу приблизиться к желанному идеалу?» Ведь только попытавшись «прожить» детскую мечту уже с позиции взрослого, который вполне может реализовать многое из того, что недоступно ребёнку, Вы сможете установить мнимую или подлинную ценность этой мечты. Урок заканчивается, и Вы можете начать реализовывать конкретные практические шаги.


БАЗОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Вариант 1: Применяется всегда, когда вам нужно срочно изменить способ восприятия ситуации и реагирования на неё. Достаньте наугад одну карту и попытайтесь взглянуть на ситуацию глазами выбранной «Персоны». Как бы она действовала на Вашем месте?
Даже сама необходимость выстроить предположения относительно мыслей другого человека (мысли о мыслях) ослабит эмоциональную вовлеченность, не говоря о том, что поможет рассмотреть проблему с других точек зрения и увидеть новые способы действия

Вариант 2: Применяется, когда предпринимаемые действия не приносят ожидаемых результатов, а новых идей, как действовать, нет. Сформулируйте задачу, которая стоит перед вами. Достаньте наугад одну карту и попытайтесь переформулировать задачу с позиций выбранной персоны. Например, перед вами стоит задача «Как привлечь внимание к новому товару?». Достав маску «Знаменитость», вы можете переформулировать её таким образом: «Что нужно сделать, чтобы обо мне заговорили все СМИ?». Зачастую новый вопрос будет уже содержать в себе новые варианты действий. Наибольший эффект для поиска новых идей реализации задач даёт одновременное использование двух колод «1000 жизней» и «1000 идей» (прим.: творческий конструктор, аккумулирующий все действенные приемы креативного мышления). В этом случае Вы сначала переформулируете задачу, а потом пытаетесь решить её, используя советы и техники, предлагаемые картой из колоды «1000 идей».


УПРАЖНЕНИЕ "КАРТА ДНЯ"
Классическое упражнение на «растяжку», помогающее входить в образ моделируемой персоны. «Карта дня» – название довольно условное. Вы можете прорабатывать некий персонаж, подсказанный Вам вытянутой из колоды картой, столько, сколько Вам покажется достаточным по времени – неделю или даже месяц. Выбрав персонаж себе по душе, Вы стараетесь во всех повседневных, бытовых мелочах, а также при решении более серьёзных задач соответствовать образу, тем самым прорабатывая нужные Вам черты характера, формируя полезные для Вас привычки и навыки.


УПРАЖНЕНИЕ МОЙ БЛИЗНЕЦ
Это упражнение также можно выполнять после упражнения "Жизненный путь". Выполняется упражнение "Мой близнец" с картами 1000 жизней (лучше использовать проклеенную индивидуальную колоду).
При выполнении этого упражнения появляется дополнительная возможность посмотреть на свою жизнь и увидеть упущенные возможности и неверный выбор.

Психолог предлагает клиенту представить себе, что у него есть брат\сестра-близнец, о котором раньше он ничего не знал, ответить на вопрос о том, какие качества близнеца могут вызвать зависть, и детально описать эти качества и образ жизни (например, он более успешен, поэтому преуспевает, и т. д.): «Представьте, что вы узнали о существовании своего брата-близнеца. Вас разлучили еще в младенчестве. Теперь он живет далеко, но сейчас приехал к вам в гости. В чем-то вы позавидовали брату. (сестре) Попробуйте представить, как выглядит ваш брат-близнец, во что он одет, какая у него прическа, . Какими качествами характера он обладает? Как это связано с теми обстоятельствами жизни, которыми вы можете позавидовать?» Психолог предлагает клиенту выбрать из колоды «1000 жизней» по 4-5 карт, которые будут характеризовать его и его «брата (сестры)-близнеца». После чего проводится их сравнение.

Эта вымышленная ситуация побуждает говорить клиента о своих жизненных ценностях, недостигнутых целях и нереализованных желаниях. Кроме того, качества, которые необходимы для достижения желаемых целей могут в дальнейшем рассматриваться как ресурс. Из настоящей позиции можно проанализировать свое прошлое — что было сделано не так? Какой выбор был ошибочным? Что сейчас можно было сделать по-другому? Далее можно простроить цели на пути к желаемому состоянию и найти ресурсы и прописать шаги.


УПРАЖНЕНИЕ НА ОСОЗНАНИЕ СВОИХ СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ
и поведения в них с дальнейшей возможностью корректировки модели поведения.

Упражнением поделилась наш партнер из Ростова-на-Дону психолог и бизнес-тренер Вероника Семенцова https://vk.com/veronika_shutova


УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ

Главная проблема, с которой сталкиваются люди, пытающиеся сменить имидж, образ жизни и пр. – неготовность окружающих принять эти перемены. Ваши друзья и коллеги привыкли воспринимать Вас иначе, а потому любые изменения в поведении не будут поддерживаться. Методика «1000 жизней» позволяет преподнести новый образ в качестве элемента игры и вовлечь в неё окружающих, задачей которых будет помочь Вам «не выпасть из образа». В этом случае Ваши коллеги/друзья не только не будут саботировать новый имидж, но и помогут Вам быть более «достоверным». Правила игры позволяют менять образ хоть каждый день, и количество участников «в образах» может быть не ограничено, превращая психотерапевтическую методику в веселое развлечение. Это упражнение отлично поднимает настроение в коллективе, укрепляет командный дух и формирует творческую атмосферу.


«СКАЖИ МНЕ, КТО ТВОЙ ДРУГ…»

Это упражнение рассчитано так же, как и предыдущее, на групповую проработку колоды. Несколько участников «прорабатывают» Ведущего. Для этого колода пускается по кругу. Каждый участник молча просматривает колоду карт. Обсуждения вслух на данном этапе запрещены. Не откладывая отмеченные карты в отдельную стопку, каждый лишь выписывает понравившиеся ему названия на отдельный лист. Таким образом достигается цель – выбрать образымаски, которые, на взгляд участников, точно и исчерпывающе описывают личность и характер (а, возможно, и потенциал) обсуждаемого группой человека (Ведущего).
Сам Ведущий, в свою очередь, также получает в руки колоду и выбирает карты, характеризующие, на его взгляд, его же самого (выписывая их названия на свой лист бумаги). После окончания этой работы все участники группы (включая Ведущего) зачитывают вслух полученные списки персонажей, характеризующих Ведущего. Важно обратить внимание на повторы, а также на неадекватно разнящиеся оценки. В роли Ведущего (обсуждаемой персоны) должен побывать каждый участник этого упражнения. Обсуждение после – обязательно. (Вполне возможно, что обсуждение одного участника может затянуться надолго. Тогда имеет смысл разбить персональные обсуждения на несколько сессий с перерывом – по числу участников).


УПРАЖНЕНИЕ «КАСТИНГ»

Это упражнение немного похоже на предыдущее, но нацелено, прежде всего, на выявление Вашего потенциала, возможно, незаметного Вам, но очевидного окружающим.
Рассматривая карты, группа выбирает три роли, которые Ведущий смог бы сыграть в некоем фильме или спектакле. Упражнение несет два положительных момента: Во-первых, может работать таргетированно (узконаправленно) – исключительно с потенциалом обсуждаемого, ещё не проявленным в человеке психологическим содержимым, сосредотачивая внимание группы на положительном, которое можно и нужно развивать. Во-вторых, в так называемых «закрытых» группах, где между членами не установлены доверительные или равноправные отношения друг с другом, это позволяет высказываться о качествах человека, напрямую не называя их таковыми, а подавая немного завуалировано и сдержанно – как «интересную роль в кино, которую данный человек мог бы сыграть, постаравшись перевоплотиться»… В этой связи эта методика групповой работы особенно эффективна для тренингов командообразования и групповой психотерапии.


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА «МАСКАРАД»
Несмотря на схожесть с известной и очень популярной салонной игрой (где игроки, наблюдая пантомиму Ведущего, должны отгадать задуманное им слово или целую фразу), наша психологическая игра «Маскарад» ставит перед собой цели более высокие, чем просто развлечение скучающей публики. Игра, тем не менее, проста. Выбрав карту, один человек (Ведущий) должен, используя всё ту же пантомиму (актерскую игру без слов), «показать» задуманную карту группе, знакомой (или, как интересный вариант, даже не знакомой) с перечнем персонажей колоды «1000 жизней», и предложить группе угадать задуманный образ. В роли Ведущего по очереди выступает каждый член группы.
То, что и как именно показывает Ведущий, может многое сказать о нём: его стереотипах, проекциях и интроекциях (зачастую ложных представлениях о людях и, соответственно, непродуктивных жизненных установках, внушённых воспитателями). Игра требует обязательного детального обсуждения увиденного (шеринга) после окончания всех показов.


АНАЛИЗ РОЛЕЙ В КОЛЛЕКТИВЕ

автор Вероника Семенцова
Упражнение, позволяющее провести анализ ролей в коллективе согласно организационной структуре подчинения.
Каждому сотруднику подбирается типаж из колоды "1000 жизней". Все выбранные типажи раскладываются согласно организационной структуре управления предприятием.
Можно делать в два этапа: первый - сотрудники сами выбирают, второй - руководитель накладывает свое представление о сотрудниках на структуру организации.
Вариацию данного расклада можно использовать при найме сотрудников - диагностировать кандидата, исходя из нужной вакансии.
С помощью этого расклада руководитель может не только решить какие типажи для замещения каких должностей подходят наилучшим образом, но и спрогнозировать возможные стратегии взаимодействия этих людей между собой.

Наверх